Зеро-клик выдача и on SERP SEO: стратегии и тактики
Что делать, когда поисковики отбирают ваш трафик
И как быть по ним в топе поисковиков
Если пользователи вводят в поиск только название бренда, такие запросы называются витальными. Кажется, не нужно прилагать усилия, чтобы быть по ним на первой позиции выдачи. Но это не так.
О механизме ранжирования по витальным запросам, способах оптимизации сайта под них и роли в контекстной рекламе пойдет речь в статье.
Витальные запросы — это поисковые запросы, которые состоят только из названия бренда или компании без каких-либо уточнений. «Mercedes», «Chanel», «Sony» и другие подобные запросы относятся к витальным.
Поисковые системы не могут точно определить, с какой целью пользователь вводит витальный запрос. Может быть, человек хочет купить Mercedes или найти ближайшего дилера, почитать историю марки или посмотреть фото. Поэтому на первые места выдачи по витальному запросу поисковики стремятся выводить официальные сайты компаний.
Такой алгоритм формирования выдачи объяснить легко — поисковая система считает, что именно в официальном источнике пользователь найдет максимально исчерпывающую и достоверную информацию.
Покажем на примере, как это работает. По запросу «incanto» Яндекс на первую позицию выводит официальный интернет-магазин, затем страницы маркетплейсов, где представлена продукция бренда, и официальную группу в ВКонтакте:
Витальный запрос необязательно равен названию бренда. Например, после ребрендинга Яндекс по запросу «сеопульт» первым результатом выдает официальный сайт PromoPult:
Как поисковая система понимает, какой сайт должен быть в топе по витальному запросу? Во-первых, на принятие решения поисковиком влияют асессоры, которые вручную присваивают официальным сайтам статус «витальных». Также в идентификации витального сайта важную роль играет его URL. Он должен совпадать с названием компании или бренда.
Но поисковая выдача не ограничивается показом одного лишь витального сайта. Для того чтобы ранжировать остальные сайты, используется алгоритмы машинного обучения. Они оценивают релевантность содержимого сайта тому или иному запросу по множеству факторов.
Что касается асессоров, в процессе анализа выдачи по витальным запросам они оценивают сайты по шкале «запрос-документ» и присваивают следующие статусы:
Далее в порядке убывания релевантности и пользы для пользователей асессоры делят сайты на:
Достаточно часто витальные запросы путают с другими видами запросов или неверно воспринимают их суть.
Ошибочно считать витальными запросы, которые:
Для того чтобы сразу попасть в интернет-магазин, нужно уточнить запрос: ввести «манго магазин одежды» или что-то похожее.
Но даже при правильно сформулированном запросе официальный сайт может не занять топ-1. Посмотрим, какие меры надо предпринять, чтобы повысить шансы на получение первой позиции по витальным запросам.
Для того чтобы поднять позиции по витальному запросу и получить брендовый трафик, рекомендуем придерживаться следующих правил:
Небольшой лайфхак. Еще на этапе создания сайта советуем выкупить все доменные имена на кириллице и латинице, которые могут ассоциироваться с вашим брендом. Среди них нужно выбрать основное, а с остальных настроить редиректы. Это убережет вас в дальнейшем от конкуренции с недобросовестными сайтами-клонами, которые могут маскироваться под ваш официальный сайт и уводить трафик.
Витальные запросы нужно обязательно учитывать при составлении семантического ядра. Для брендов с различным написанием на кириллице и латинице (примеры: Xiaomi, Hyundai) важно выяснить самое частотное наименование, чтобы употребить его в метатегах и анкор-листе.
Способов найти все витальные запросы несколько:
Подробный гайд и разбор отличий старого и нового интерфейса Вордстат — в этой статье.
В Вебмастере это раздел «Поисковые запросы»:
В Search Console эта информация отражается в разделе «Эффективность»:
Собрать и расширить семантику в PromoPult можно бесплатно для всех зарегистрированных пользователей.
На что указывают заниженные позиции по витальным запросам
Если ваш сайт не находится в ТОП1 по брендовому запросу, это может указывать на следующие моменты:
Комплекс базовых работ по SEO можно осилить самостоятельно, в этом помогут наши чек-листы: часть 1, часть 2. Нет времени или желания — подключите модуль «Поисковое продвижение» PromoPult. Специалисты сделают все необходимые настройки. Перечень работ можно корректировать. Стоимость дешевле, чем в агентстве. Возможна оплата в рассрочку.
Проверить позиции по витальным и прочим запросам можно с помощью профессионального инструмента PromoPult. Проверка в облаке, нет капчи, тонкие настройки ПС и регионов, цены ниже конкурентов в 3 раза!
Несколько слов о витальных запросах в контекстной рекламе. Часто возникает вопрос: нужно ли запускать рекламную кампанию по витальным запросам, если сайт и так выводится в топ-1 органической выдачи?
Ответом может служить политика гигантов рынка.
Вот, например, как поступает Ситилинк:
Настроив рекламу по брендовым запросам, компания обеспечивает себе самые кликабельные места в выдаче — первое и второе. Кроме того, цена клика в брендовых кампаниях, как правило, небольшая из-за отсутствия конкуренции.
После запуска брендовых кампаний проанализируйте динамику посещаемости сайта. Это нужно, чтобы избежать каннибализации трафика (то есть поглощения части органического трафика платным).
В связи с рекламой по брендовым запросам остановимся на такой проблеме: что делать, если конкуренты запускают контекстную рекламу по вашим витальным запросам?
Ситуация может выглядеть по-разному:
К сожалению, в этой ситуации сложно повлиять на конкурента с точки зрения законодательства. Действенные способы — настроить свою кампанию по витальным запросам. Если такая уже есть, повысить ставки, чтобы понизить позицию конкурента. Также можно нанести ответный удар — настроить аналогичную кампанию по бренду конкурента.
Обратите внимание! Речь идет о зарегистрированном товарном знаке. То есть претензии можно предъявить только в том случае, если у вас есть подтверждающие документы на фирменное наименование.
Если вы заметили рекламу конкурентов, содержащую упоминание вашего бренда:
Для того чтобы продвижение по витальным запросам дало результат, важно правильно выбрать доменное имя, сделать базовые SEO-настройки и наполнить сайт релевантным контентом. Поисковик должен сразу понимать, что ваш сайт — официальное представительство бренда. Не стоит забывать о внешней оптимизации: регистрации в геосервисах поисковиков, трастовых справочниках и каталогах, составлении правильного анкор-листа.
Все эти меры позволят «пригвоздить» ваш сайт к топ-1 поисковой выдачи по витальным запросам, и сместить его оттуда будет крайне сложно.
Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqwzaCMK
Что делать, когда поисковики отбирают ваш трафик
В чем суть изменений и как эффективно работать с автотаргетингом
Как отследить, проанализировать и увеличить брендовый трафик
Настоящим Я даю свое полное согласие на получение электронных уведомлений (на указанные мой абонентский номер и адрес электронной почты), а также выражаю явное и полное согласие на сбор, хранение, обработку и передачу персональных данных, согласно положениям, изложенным в Политике конфиденциальности, расположенных по адресу: promopult.ru/rules.html?op=private, с которыми я ознакомился и принял.